Вспоминается такая история. В конце 1970-х гг. нашу страну посетил президент небольшой, но дружественно настроенной к нам африканской страны. Государство это имело выход к океану, а вот с флотом в небогатой стране была беда. То есть, флота не было вовсе; утлые лодчонки местных рыбаков не в счет. А в СССР тогда с катеростроением, в том числе военным, был порядок: строили катеров много и вполне приличного качества. Вот на таком и прокатили наши руководители африканского лидера.
Катер был действительно хорош. Статный, с задиристым экстерьером, скоростной, маневренный и с приличным вооружением, он произвел сильное впечатление на руководителя далекой страны. “Хочу!”, – тоном, не предполагающим дискуссию, произнес гость.
Спустя время с палубы транспорта, зашедшего в тамошний африканский порт, спустили точно такого же красавца, на котором “гарцевал” африканский гость. И наступило счастье. Катер бороздил внешние и внутренние акватории, гонял чужаков, демонстрируя военно-морскую мощь сопредельным государствам, осуществлял представительские функции… Но вот, выполняя очередное задание, наскочил он на подводное препятствие и пропорол днище. Утонуть не утонул, однако вид приобрел скучный и всякое движение потерял. “Немедленно отремонтировать”, – потребовал руководитель. Но где там: катер был из легкого сплава, а про сварку “крылатого” металла в неспешно развивающейся стране не знал никто. Потом туда от нас пошел транспорт с соответствующим оборудованием для аргоновой сварки и специалистами, проблему как-то решили…
Эта история всплыла в памяти по дороге на тест, который организовала компания Fishleader для оценки кондиций американской алюминиевой лодки Weldсraft Renegade. На страницах “Капитан-Клуба” уже появлялись статьи-тесты катеров Weldсraft, где “персонажами” были 9-метровые лодки с рубкой и мощными (до 600 л.с.) моторными установками. А вот теперь – относительно небольшой открытый катер.
Корпус цельносварной, из холоднокатаного алюминиевого сплава; толщина днища 6,3 мм, бортов – 4 мм. Материал предопределил стиль лодки – резко очерченный, спартанский, свойственный всем моделям “Weldсraft”. Такие формы теперь модно называть брутальными. Форштевень усиленный, на общую прочность работают скулы и зигованный борт; на транце – сварная площадка (ширина 0,7 м) и мощный кронштейн под вспомогательный подвесник. Корпус заполнен полиуретановой пеной под давлением, что снижает структурный шум и способствует плавучести затопленного катера. Качество сварки отменное: и к наружным швам, и к спрятанным придраться трудно. А по поводу окраски… Во время теста солнце палило вовсю, его лучи, отражаясь от бортов катера, создавали яркие блики на зеркале залива. Короче, не всякий автомобиль выглядит так, как смотрелся тем утром “Weldсraft 20 Renegade”.
Лодка устроена просто. Небольшой носовой кокпит с системой самоосушения и просторный кормовой; их разделяет ветровое стекло. Чтобы пройти из одного кокпита в другой, надо откинуть центральный фрагмент ветрового стекла и перешагнуть через… ступеньку, в которой устроен рундук, и комингс; если по каким-то причинам лодка хлебнет носом, вода не протечет в главный кокпит. За стеклом на правом борту – рулевая консоль с приборами: спидометр, тахометр, вольтметр, указатель уровня топлива, клавиши-тумблеры включения мощных “дворников”, звуковых сигналов, ходовых огней, электрической помпы. Стоят поворотные кресла водителя и пассажира (они могут быть снабжены амортизаторами), за ними – бортовые сиденья с рундуками для вещей внизу. Предусмотрены еще два съемных кресла по бортам от капота двигателя, одно из них можно установить в носу.
Понравилась отделка кокпита синтетическим покрытием с коротким ворсом, на котором приятно стоять босиком; им же покрыта внутренняя часть борта и капот мотора. Заливная горловина топливного бака выведена на кормовую палубу и вполне удобна для заправки как на воде, так и при перевозке катера на лодочном трейлере. На палубе приварены мощные швартовные утки, в носу и корме для безопасности приварены поручни. Опустим тему эстетики; необходимость и эксплуатационную полезность последних отмечаешь сразу. Пассажирам есть за что держаться на большой скорости, на стоянке они позволяют распределить кранцы вдоль борта…
В качестве двигательно-движительной установки на “Weldсraft 20 Renegade” стоит “Marine Power Vortex 350 MPI” (Multi Port Fuel Injected, 325 л.с.) в тандеме с хорошо зарекомендовавшим себя водометом “American Turbine SD-309” с импеллером 9,5”. Получился компактный, легкий и эффективный пропульсивный комплекс, который позволяет… А что, собственно, он позволяет?
Начну с динамики разгона. Если лодка долго выходит на глиссирование, да еще с чудовищным дифферентом, когда рулишь почти вслепую, интерес к ней сразу пропадает. Здесь все иначе. “Weldсraft 20 Renegade”, как почувствовавший шпоры мустанг, при движении ручки газа способен “прыгнуть” с места – сказывается достаточно большая энерговооруженность лодки, умеренная килеватость (14° в корме) и правильная центровка. С нашей загрузкой – один человек на борту, полный топливный бак, дав полный газ, я почувствовал, как меня вжимает в кресло. Выход на глиссирование происходил практически мгновенно – за 2–3 секунды катер как будто выскакивал на поверхность воды и разгонялся дальше, легко достигая максимальной скорости. Измерив с помощью GPS-приемника эту скорость, могу утверждать, что данная модель с указанной загрузкой способна развить скорость 79,6 км/ч по спокойной воде.
Мелкие волны практически не влияют на скорость, а редкие, высотойболее 0,5 м, которые время от времени вызывали проходящие по акватории суда, вынуждали катер… совершать прыжки длиной 3–5 м. (по субъективным ощущениям). Это тоже благодаря невысокой килеватости. И хотя для водителя в мягком кресле удары корпуса о воду не создавали дискомфорта, все же скорость приходилось сбрасывать. А забрызгивания кокпита и ветрового стекла на мелкой волне не происходило – развал корпуса в носу и скула служат достаточной защитой.
На высокой скорости катер очень маневренный. Освоившись с управлением, я принялся загонять лодку в циркуляцию. При 60 км/ч ее диаметр я оценил в 10–12 корпусов; маневр проходил практически без проскальзывания, перекладка рулевого колеса составляла два оборота на сторону. При снижении скорости циркуляция уменьшилась до 5–6 корпусов. На малом ходу отмечаешь уже знакомую особенность водометных катеров: для повышения маневренности требуется прибавлять скорость. Пусть немного, но при проходе узкости или швартовке это следует учитывать. К тому же крутить руль приходится более интенсивно, чем с подвесником.
При реверсировании катер ведет себя достаточно предсказуемо. Его можно быстро остановить, опустив дефлектор водомета без сброса оборотов. При этом корма не заливается, а катер, погасив инерцию, начинает довольно шустро двигаться задним ходом.
Ну и, конечно, одно из главных достоинств водометного “Weldсraft 20 Renegade” – малая осадка. Полагаю, рекордно малая, поскольку цифр найти не удалось. Подход к отмелому берегу на такой лодке не требует беготни, подъема “ноги” подвесника, опасливых взглядов в воду – сколько там еще до дна? Просто выезжаешь на песок и спокойно выходишь на берег… А что делать, если водозаборник водомета забит водорослями? Для этого на “Weldсraft 20 Renegade” предусмотрено специальное устройство. При нажатии педали на платформе приводятся в движение ножи, которые срезают вредную траву. Отпустил педаль – и ножи под действием пружин становятся на место. Еще одна опция – система фильтрации забортной воды для охлаждения двигателя “Sea Strainer Military”, которая применяется на катерах Береговой охраны США. Есть немало и других опций, которых хватит… еще на одну статью.
Сойдя на берег после столь динамичной прогулки, я задумался: а кого мог бы привлечь этот интересный по характеристикам и “характеру” катер? Прогулочный по типу, способный летать по речной глади и мелководью, не убоявшийся и больших акваторий (с известными ограничениями), пригодный для буксировки лыжника и рыбалки. Лодка, конечно, открытая, но есть полный ходовой тент… Такая заинтересует любого, кому эти качества покажутся привлекательными, и не только экстремалов, для которых недостаток адреналина становится непереносимым.
Думаю, с этой лодкой все понятно. Неясно только, зачем ее назвали “Renegade”. Потому, что она “изменила” подвеснику с водометом? Или дело в “предательстве” по отношению ко всепроникающему пластику? Или лодку следует считать шустрым “перебежчиком” из одной акватории в другую? Может быть по-всякому, как и с цветом: красный не обязателен – есть еще с десяток вариантов.
Текст: Андрей Рощин
Фото: Фишлидер
журнал «Капитан-Клуб» 4/2010
Технические характеристики и подробная спецификация базовой комплектации 20 Renegade