В этой статье-тесте я возвращаюсь к каютным катерам из США компании Weldcraft. Теперь давайте взглянем еще на двух “королей из колоды” компании с обозначением Cuddy King: 280 XL Jet и 300 XL. Лодки похожи, что упрощает их описание; принципиальное же различие заключено в двигательно-движительных установках: два мощных подвесника против одного водомета.
Внешность однотипных, близких по длине и одинаковых по ширине катеров знакомая: высокий в носу борт с релингом; большая рубка с дверью в корме, крупными окнами по бортам и обратным наклоном лобового стекла; невысокий кап с люком над носовой каютой. Если смотреть на модели “в лоб”, различить их сложно, разве что по бушпритной площадке над форштевнем для крепления якоря-плуга на 300 XL. Но это опция – площадка может быть на любой модели.
С кормы различие заметнее: у обеих моделей есть транцевая платформа, только у 300 XL она мощнее, поскольку должна выдерживать вес и упор двух 300-сильных подвесников “Suzuki”. Они, кстати, не особенно выделяются на фоне основательного корпуса и высокой рубки. Для прочности платформа конструктивно опирается на центральный скег. У 280 XL Jet” платформа накрывает водомет и несет только вспомогательный подвесной мотор.
В просторном кокпите с виниловым нескользящим покрытием палубы (на 280 XL Jet он был закрыт тентовой конструкцией) предусмотрено многое для рыбалки: ниши в бортах – для хранения спиннингов, отсеки в транце – для рыбы и снаряжения, тарга – для удилищ. Еще важное различие моделей – у 300 XL в кокпите есть второй пост управления (опция, предусмотренная и на других моделях).
Использование подвесных моторов на 300 XL дает возможность высвободить внутренний объем. В носовой части имеется небольшая каюта с V-образным диваном. Компоновка рубки традиционная: пост управления, далее – бортовые мягкие кожаные диваны (они раскладываются в спальное место), компактный камбуз по правому борту в корме. Панель поста управления неплохо “нашпигована” приборами состояния систем и навигации (монитор картплоттера укреплен на стойке). Кресло с подлокотниками имеет регулировки и снабжено системой амортизации перегрузок при движении на волне. Камбузный уголок вполне функционален; помимо небольшой мойки и плиты на две конфорки, в него встроен достаточно большой холодильник и шкаф – для продуктов и посуды. Небольшой выгороженный гальюн по левому борту – несомненный плюс, хотя давно уже не вызывает удивления на катерах такого типа. В отделке использована порошковая краска теплых тонов и ковровое покрытие, присутствуют аккуратно отформованные пластмассовые панели и детали.
Водометный 280 XL Jet интерьерно выглядит очень похожим: оба проекта предусматривают модульные варианты рубки различной длины.
Алюминиевый корпус, практически идентичный у обеих моделей, имеет толщину листа на днище 6,4 мм, на бортах – 4,8 мм. Набор мощный, как у всех Weldсraft, так что вопрос прочности не возникает. Швы аккуратно и хорошо проварены, о квалификации судосборщиков говорят и отсутствие бухтин, и лекальные стыки поверхностей. Заполнение пустот полиуретановой пеной под давлением обеспечивает непотопляемость и шумоизоляцию.
Почти одинаковое водоизмещение, размерения и обводы обеих моделей предполагают и близкие динамические характеристики; разница обусловлена только моторной установкой. Вот эту разницу мы и оценивали в конце осени на тесте по сокращенной программе.
На 300 Cuddy King XL, где стояли два 300-сильных 4-тактных “Suzuki”, было боязно выжимать газ до предела только сначала. На относительно спокойной воде катер с большой компанией на борту (8 человек) за секунды выходит на глиссирование и разгоняется до 70 км/ч, развивая около 5600 об/мин. (Уже без нас, с четверыми на борту, была достигнута скорость 94 км/ч).
Думаю, если “поиграть” с винтами и установкой моторов, при максимальной нагрузке на тихой воде можно прибавить еще до 10 км/ч. Это для “адреналинщиков” и на случай, если придется удирать от стихии. Катер маневренный: на скорости 40 км/ч диаметр циркуляции не превышает 5 длин корпуса. Лодку можно резко бросить в поворот – четкая траектория, внутренний крен, она уверенно лежит на скуле, никаких намеков на проскальзывание. На заднем ходу не заливается даже транцевая площадка. Проверили и способности 300 Cuddy King XL на волне высотой до 0,5 м. При своей массе и килеватости 20° такую волну катер проходил, не снижая скорости.
Альтернативой мощным подвесникам стал дизельный “Yanmar 6LY3UTP” (380 л.с.), установленный на 280 Cuddy King XL с водометом Hamilton 274 серии HJ. На ходу этот катер не столь прыткий, однако не будем забывать о разнице в мощности. Он медленнее набирает скорость – выход на глиссирование занял 16 с. При еще не обкатанном двигателе мы зафиксировали максимальную скоростью 58 км/ч (3500 об/мин.). Катер продемонстрировал хорошую устойчивость на курсе и маневренность: на этой скорости диаметр циркуляции составил 5–6 корпусов.
Достоинства подвесных моторов понятны едва ли не каждому, о водометах знают меньше. Среди преимуществ водометного движителя можно назвать щадящее воздействие на природу, защищенный импеллер (гребной винт), отсутствие реверс-редуктора, минимальную осадка судна.
Конструкция водомета Hamilton 274 HJ включает: защитную решетку водозаборника; импеллер; поворотное сопло, за счет которого судно изменяет курс; дефлектор заднего хода. Движитель имеет высокий пропульсивный коэффициент и “не страдает” от кавитации. Задний ход обеспечивает раздвоенный дефлектор (на переднем ходу он поднят). Для изменения режима с “полный вперед” на “полный назад” гидравлика опускает дефлектор без задержки и удара, что бывает при гребном винте на валу и редукторе (у подвесных моторов с этим явлением я не сталкивался). Опущенный дефлектор разделяет реактивную струю и направляет ее вниз и в стороны. Торможение происходит быстро – катер встает почти как вкопанный; конструкция выдерживает непродолжительную нагрузку при полных оборотах, управляемость на заднем ходу вполне приемлемая. В промежуточном положении дефлектора разнонаправленные вектора тяги уравниваются, и судно сохраняет свою позицию. Управляя дефлектором, можно получить кратковременный малый ход на высоких оборотах двигателя, а, дополнительно управляя соплом, – осуществить вращение судна.
Водомет – вещь дорогая, но своих денег он стоит. Самым большим плюсом водометного катера я назову высокую проходимость. Мы “выбрасывали” 280 XL на песчаный берег, а потом за счет струи водомета он сползал обратно, на глубину. Подобная техника может стать полезной тем, кто выбирает для отдыха потаенные мелководные речки, озера, по
росшие камышом и осокой. А сколько еще мест, к примеру, в Сибири, где живут люди, но куда нет дорог, а вертолетом грузы завозить дорого! Водометные или с подвесными моторами, катера Weldсraft Cuddy King обладают универсальностью, которая проявляется и в модели использования (любители или профессионалы, рыбалка или спасательные операции), и в отношении акватории (море, большое озеро, архипелаг), и в любой сезон (предусмотрены теплоизоляция и обогрев помещений). А наличие трейлера существенно повышает их мобильность.
Уверен, у каждой из моделей окажутся свои “прокуроры”-критики и сторонники-“адвокаты”, оппоненты в спорах. Но это и хорошо, ведь при всей их похожести – они разные. А при всех различиях они похожи тем, что эти надежные, мореходные и быстрые “короли” могут если не все, то многое.
Текст: Сергей Скрябин
журнал «Капитан-Клуб» 1/2010
Технические характеристики и подробная спецификация базовой комплектации 300 Cuddy King Weldcraft