Так уж повелось, что с моделями американских катеров Lund и Weldcraft нам часто выпадает знакомиться на пороге сезона: то поздней осенью, то ранней весной, когда навигация уже завершена или еще даже не начиналась. Вот и сейчас мы ехали на первый в этом сезоне тест, а по Неве шел лед… Настоящий рыбак проводит с удочкой практически круглый год. Одного желания и рвения здесь мало — успешная ловля зависит от разумных действий и правильно принятых решений. Едва ли не самое важное среди них — выбор лодки для этого азартного и увлекательного дела.
Американские компании Lund и Weldcraft давно превратили обычную рыбалку в увлечение для эстетов. Обе они изготавливают специализированные катера вот уже более полувека и все равно находят, чем удивить придирчивого клиента! Каждый год разработчики усовершенствуют лодки. В результате все необходимое для рыбалки под рукой, а потому время, проведенное за любимым занятием, становится продолжительней. Мы были несказанно рады представившейся возможности протестировать одновременно сразу две специально «заточенные» под рыбалку лодку популярнейшего Lund модель Baron и катеров Weldcraft модель Maverick , и заодно сравнить их, что называется, «борт о борт».
Знакомство состоялось в верховье Невы. Испытательный маршрут, как это часто бывает, импровизировался по ходу действия, и больше всего нас волновал начавшийся ледоход. Лед шел то плотно, то отдельными льдинами, шел по залитой весенним солнцем реке. Пока ждали катера, а потом спускали их с трейлеров на воду, была сделана рекогносцировка ближайших акваторий в поисках чистой воды. Ладожский канал оказался свободным ото льда, а в бухте Петрокрепость он стоял вдоль берегов, откуда и попадал, гонимый ветром, на течение реки. Льда было не очень много, но достаточно для того, чтобы опасаться за корпуса и моторы лодок и вносить коррективы в саму возможность скоростного режима плавания.
Модели, представленные нам: Lund 2150 Baron и Weldcraft Maverick 220 DV, — были оборудованы 300-сильными подвесными моторами. На катере Lund стоял Mercury Verado Six-Cylinder, а на Weldcraft, кроме мощного Suzuki DF-300-TX, был еще и 15-сильный вспомогательный Suzuki.
Условия равные. По длине эти катера тоже не сильно отличаются друг от друга. Единственное, что сразу бросалось в глаза, — ходовой тент, установленный на Weldcraft, что в этот еще холодный весенний день расценивалось как большое преимущество. Стоит заметить, что на другом катере его просто не поставили.
Обе лодки имеют носовой кокпит, с проходом через откидывающуюся часть в ветровом стекле, но на Lund он оказался более просторным и глубоким. Здесь предусмотрена установка кресла, с которого удобно ловить рыбу — чисто американский вариант. На маленькой носовой палубе обеих моделей были закреплены якоря; кроме того, на Weldcraft там установлен складной трап, а на Lund — электрическая якорная лебедка. Прочные поручни, по периметру охватывающие кокпит, надежно служат обеспечению безопасности находящимся в нем людям.
Более близкое знакомство множило отличия этих лодок. Ярко красный корпус Weldcraft, блестящий на солнце, привлекал внимание аккуратностью сварных швов, функциональностью планировки, простотой и надежностью исполнения деталей.
Lund уже самим оформлением бортов свидетельствовал о своей рыболовной направленности, хотя качество отделки, удобные эргономические кресла в кокпите, специальное покрытие на палубе, красноречиво говорили, что его можно с успехом использовать и как лодку для отдыха. Мы с интересом познакомились с конструкторскими находками его изготовителей — такая возможность была, пока катер стоял на трейлере.
Отмечу, что на обоих катерах для хранения оборудования и снаряжения грамотно используется подпалубное пространство кокпитов; этой же задаче подчинены объемные комингсы, форпик и ахтерпик. Понравилось, что для кранцев предусмотрены специальные гнезда снаружи — на ходу они аккуратно убраны с бортов и всегда под рукой. Ну и, конечно, многие специальные вещи для рыбаков: на обоих катерах были аэрируемые садки для выловленной рыбы или живца, специальные органайзеры для хранения многочисленных удилищ, тарги.
Первые скоростные заезды были проведены на свободной воде у Ладожского моста. Красуясь перед объективами фотокамер, рулевые закладывали рискованные циркуляции, проносились на контргалсах и совершали параллельные проходы, поднимая тучи ледяных брызг.
Искусно лавируя между льдинами, мы дошли до Шлиссельбургской крепости, а потом направили лодки в Ладогу. Здесь наше внимание привлек белый лед, громоздящийся вдалеке. Чтобы добраться до него, пришлось сойти с Кошкинского фарватера… Глубина стремительно уменьшалась. Сначала сбросили ход и наклонили, выводя винты к самой поверхности воды, мощные моторы. Потом экипаж катера Weldcraft его полностью поднял, перейдя на движение под вспомогательным двигателем — не так дорог ремонт в случае аварии. Прозрачная вода не скрывала внушительного вида камни, лежащие на чистом, желтом песке.
Закончив очередную фотосессию, мы повернули назад. И тут-то нас ждал неприятный сюрприз. Нева была плотно забита льдом. Откуда он взялся за сравнительно короткий срок, осталось для нас загадкой. Два небольших катера терялись на фоне этой ледовой массы. В надежде, что все само «рассосется», мы посвятили некоторое время проверке скоростных и маневренных качеств тестируемых катеров, благо свободную ото льда часть Кошкинского фарватера можно было использовать в качестве мерной мили.
Оба катера под своими 300-сильными моторами уверенно разгонялись и легко выходили на глиссирующий режим. Lund 2150 Baron с тремя человеками на борту достиг наивысшей скорости 75 км/ч, а Weldcraft Maverick 220 DV, имея экипаж в семь человек, — 68 км/ч. Оба двигателя не давали максимальных оборотов (5800–6400об/мин.), тахометры замирали на цифре 5100 об/мин. Судя по всему, винты для достаточно хорошо загруженных катеров были легковаты.
В повороты катера на разных скоростях входили уверенно как при достаточно осторожной манере управления, так и при резком перекладывании руля. Крен в сторону циркуляции не показался чрезмерным, и в кокпите было достаточно комфортно даже с занятыми фотоаппаратом руками. А вот при резком старте перегрузка сорвавшегося с места катера в обоих случаях была столь солидной, что требовала предупреждения со стороны водителя. Циркуляции были совсем небольшими, ну это и так понятно — при активном-то руле!
Оба катера имеют корпуса с ярко выраженной килеватостью, поэтому волну минуют мягко, не шлепаясь после прохождения гребня.
Большого отличия места водителя на обоих катерах я не ощутил, возможно, из-за краткости пребывания в них.
Кресла на моделях удобные, имеющие регулировки и хорошо амортизирующие при движении на волне.
Lund 2150 Baron предоставил в пользование пассажирам удобные эргономические кресла, а вот на Weldcraft Maverick 220 DV за передними креслами были длинные диваны с объемными рундуками под ними. Удобный в хорошую, теплую погоду диван на корме нами не использовался — все укрывались от ветра под тентом.
Прошел час. Лед с завоеванной акватории не уходил. Мысль остаться с ночевкой в озере не пугала: отопители на борту каждой из них вселяли надежду на достаточный комфорт — только тент полностью поставить. Но терять время не хотелось. И мы решили идти до конца. Weldcraft направился навстречу препятствию…
К счастью, лед легко крошился, и движение в ледовом поле оказалось возможным. Следуя за флагманом, пытаясь успеть до того, как лед сомкнется, спешил Lund. Были моменты, когда красному катеру не удавалось сломать лед и он вылезал всем корпусом на его поверхность. Экипаж начинал раскачивать лодку, перебегая в кокпите с борта на борт, и она снова проваливалась под лед.
Такого испытания мы не планировали, и это ледовое плавание еще раз охарактеризовало американские катера как совершенно удивительные лодки. Я испытал неподдельное удивление, когда после этого приключения не нашел царапин и потертостей на их форштевнях и днищах!
Автомобиль мчал по шоссе в город, и в его теплом салоне звучала давно забытая песня Макаревича, словно бы подводя итоги этого богатого на приключения дня:
«Мы в воде ледяной не плачем и в огне почти не горим —
Мы охотники за удачей, птицей цвета ультрамарин…».
Текст: Иван Смирнов
Фото: Фишлидер
журнал «Капитан-Клуб» №3(68)’2011